Конспект внеурочного занятия
«Разведчики природы»
Тема: «Обитатели воздуха»
Оборудование и материалы:
- Ящик ощущений и перо
- Иллюстрации к игре: «Летает - не летает»
- Презентация
Ход занятия:
- Вводная часть:
- Сегодня мы поговорим об обитателях воздуха.
В нашем волшебном ящике лежит какой-то предмет. Давайте угадаем что это? (вызвать ребёнка, чтобы он, не глядя, на ощупь определил предмет)
- Какой предмет? Расскажи о нем, но пока не доставай. (легкий, мягкий, пушистый, тёплый)
- Как ты думаешь, что это? (Птичье перо) СЛАЙД 2
- Правильно! Рассмотрите пёрышко. Оно мягкое, лёгкое, пушистое. У пера есть твёрдая часть по центру и мягкая вокруг. Внутри твёрдая часть наполнена воздухом, поэтому перо такое лёгкое. СЛАЙД 3
- Что такое перья? (Одежда птиц)
- А почему перья лёгкие? Что было-бы, если они были бы тяжелы? (Птицы не смогли бы летать)
- Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, а есть перья, которые согревают птиц. Перья бывают разной длины, формы, цвета.
- Ребята! А почему у водоплавающих птиц перья не намокают, остаются сухими? (Предположения детей) СЛАЙД 4
- Они смазаны жиром, который отталкивает воду. Есть такое выражение: «как с гуся вода».
- А что было бы, если бы перья у утки или гуся намокли? (Они бы слиплись, стали бы мокрые, тяжёлые, птице тяжело было-бы летать)
- Да! Поэтому птицы, у которых пёрышки не имеют такой жирной смазки, прячутся от дождя.
- Ребята! А что есть у животных – обитателей воздуха и нет у других животных? (Крылья)
- Зачем они нужны? (Позволяют летать)
2. Игра: «Найди ошибку», «Бывает – не бывает»
- Я сейчас прочту вам стихотворение поэта Михаила Яснова «Всё в порядке»
В нём есть ошибки.
(Дети встают)
- Если я читаю, и вы согласны с текстом - хлопните в ладоши (вот так - 1 раз хлопок)
- Если не согласны - топайте ногами - вот так (показ)
- Готовы?
Летучие мыши сидели на крыше - (Хлоп)
Летучие кошки влетали в окошко - (Топ)
Летучая лайка, скакала по ветке - (Топ),
Из кухни в дупло, приносила объедки - (Топ),
В трубе ковырялась, летучая свинка,
У свинки чесалась, летучая спинка - (Топ)
В летучем болоте ревел бегемот- (Топ),
Занёс его ветер, в чужой огород
Летучая репка, бежала по грядке – (Топ)
Спасался медведь, от летучих акул – (Топ)
Летучий зайчонок, летел без оглядки – (Топ)
Все было в порядке, и Ваня – заснул!
- Вот какие небылицы выдумал автор.
3. Нелетающие птицы.
- Ребята! А все ли птицы умеют летать?
- Какие птицы не летают, и почему?
Страус. У него крылья маленькие, а туловище тяжёлое. Но зато у страуса длинные и крепкие ноги. Он прекрасный бегун. СЛАЙД 5
Пингвин. Это тоже крупная птица, а крылья маленькие, похожи на ласты. Пингвин хороший пловец - крылья помогают ему передвигаться под водой и ловить рыбу, которой он питается. СЛАЙД 5
- А для чего птицам уметь летать?
- Передвигаются с места на место во время холодов (Перелётные птицы)
- Добывают пищу (Ласточка ловит насекомых в воздухе; орёл и другие хищники высматривают добычу с высоты, так лучше видно, и камнем кидаются вниз, и хватают добычу; чайки ловят рыбу на лету).
- Можно высоко над землей (на деревьях, на крышах, в горах) строить гнезда, чтобы хищники не съели яйца и птенцов.
4. Игра: «Покажи, кто как летает»
- А теперь поиграем!
- Я буду давать задания, а вы выполнять! Согласны?
- Покажите, как летает:
• колибри,
• бабочка,
• стрекоза,
• орел,
• ласточка,
• пингвин,
• страус.
- Ребята! Посмотрите на наши картинки!
- Крылья есть не только у птиц, не и у других животных, у насекомых.
- Давайте назовем сначала летающих насекомых (Дети перечисляют)
- А это кто?
- Летучая мышь. СЛАЙД 6
- Их крылья похожи на птичьи? (Нет)
- Почему? (Нет перьев)
- Посмотрите - крылья у них прикреплены к рукам. Они так и называются «рукокрылые». Спят мыши днем, вниз головой, закутываясь в крылья, а ночью охотятся. Живут на чердаках в пещерах.
- А это белка – летяга. (СЛАЙД 6) Крылья заменяют кожистые складки, похожие на перепонки. Они помогают ей планировать с дерева на дерево, а хвост работает как руль.
- Летучий дракон. (СЛАЙД 7) Это ящерица. У нее перепонки идут по бокам туловища и если ящерице угрожает опасность или она охотится, то складка раскрывается и помогает ей летать «планировать» по воздуху.
- Летучая или веслоногая лягушка. (СЛАЙД 7) Перепонки между пальцами не передних и задних ногах помогают как - будто «лететь», «ходить» по воздуху!
- Летучая рыба! (СЛАЙД 8) Плавники такие большие, что похожи на крылья. Спасаясь от врагов, рыба выскакивает из воды, раскрывает плавники и летит над водой!
- А бывают ещё летающие паучки. (СЛАЙД 8) Правда у них нет крыльев - им помогает летать паутинка. Когда у мамы - паучихи детки вырастают или нужно покинуть свой дом. Паучки отрывают кусочек паутины, ветер подхватывает её и уносит паучка в другое место, там он строит свой дом- паутину. (Как вы думаете зачем?)
- Рефлексия
- Вам понравилось наше занятие?
- Кроме этих летающих животных есть и другие, тоже очень интересные. О них вы сможете узнать из книг, загляните в вашу библиотеку в группе!
Занятие закончено.